Поиск
  • salto_spb@hotmail.com

История акробатики

Пост обновлен 9 сент. 2019 г.

Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что акробатика была известна в Древнем Египте за 2300 лет до н. э. В то время она входила во все народные праздники и была популярна как у крестьян, горожан, так и у представителей высшей знати.

Акробатические упражнения были известны и в Древней Греции. Об этом свидетельствуют раскопки, произведенные во второй половине XIX в. и открывшие ценные памятники материальной культуры XV — XIV вв. до н. э.

На Крите в ту же эпоху наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения. Они отражены на рельефных фресках Кноса, Агиа-Триады, а также на различных сосудах, камнях и изделиях.

Развитие скотоводства и использование крупного рогатого скота в земледелии, по-видимому, способствовало распространению этого массового зрелища. Поэтому игры с быками занимали одно из первых мест среди театрально-зрелищных действий.

В конце XIX в. при раскопках купольной могилы в Спарте (Греция) среди многих предметов найдено два золотых кубка с изображением фигурок акробатов, выполняющих различные акробатические упражнения с быком, и в частности переворот вперед с захватом за рога бегущего быка. Эти упражнения, связанные с риском, по-видимому, отличались высоким мастерством и требовали предварительной тренировки с быком, находящимся в покое.

Замечательным документом является рельефная композиция на одной из стен Кносского дворца (1580—1400 гг. до н. э.) с изображением акробатических упражнений.

Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Народные игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах.

Подобные игры с быками, по-видимому, существовали в древности у народов нашей страны: до сих пор в таджикской борьбе сохранилось название «бычий перекат». Подтверждением существования акробатических упражнений в античную эпоху служат древнегреческие поэмы «Илиада» и «Одиссея», возникновение которых относится к VIII—VII вв. до н. э. Изображения акробатов эпохи Троянской войны (XI в. до н. э.) до нас не дошли, рисунки с этой тематикой мы встречаем лишь V в. до н. э. в вазовой живописи. В древнегреческом театре во время представлений комедий Аристофана (IV в. до н. э.) вставлялись шутовские номера с элементами акробатики. В Древней Греции существовали и жанры балаганного характера. Так называемые «мимы» — предки будущих скоморохов — использовали в своих выступлениях акробатические упражнения.

В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты — «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т. п. Это подтверждается изображениями на стенах зданий, обнаруженными при раскопках города Помпеи.

В 420 г. до н. э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость. Представления акробатов и фокусников вначале развлекали одних лишь пирующих, позже заполняли собой антракты при мимических представлениях в театре, пока не сделались равноправными с ними.

В феодальном обществе изменились экономические и социальные условия, а также значительно возросло влияние церкви. В связи с этим замедлилось развитие акробатики. Однако акробатические упражнения, имевшие народный характер, сохранились. Появилось много странствующих артистов-акробатов.

В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Изображение одной из таких пирамид запечатлено на карте Франческе Гварди, находящейся в главной галерее Лувра. Высота этой пирамиды около 9 метров.

Первая книга, содержащая некоторые упоминания об использовании акробатических упражнений в физическом воспитании, появилась в конце XVI в. Вскоре была написана и специальная книга по акробатике — руководство для акробатов-профессионалов. Приведенные в ней методические указания примитивны, но следует отметить, что Тюккаро впервые попытался описать технику акробатических упражнений.

В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охарактеризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ряда акробатических упражнений. Он указал на основные ошибки, встречающиеся при исполнении, и даже попытался описать методику обучения, страховку и помощь.

На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами.


В книге «Русские народные гуляния» раскрыто содержание народных обрядовых гуляний, история которых своими корнями уходит в глубокую старину. Одним из свидетельств традиций таких гуляний и их далекого прошлого является Лаврентьевская летопись (1068 г.), в которой указывается, что увеселения и народные гуляния привлекают «многое множество» людей, а церкви стоят пустыми. В связи с этим со скоморохами – организаторами увеселений и развлечений – жестоко расправлялись. Правительство и церковь осудили скоморошество в крупных законодательных актах.

Особенно жестокие гонения против скоморохов были при царствовании Алексея Романова. А.М. Горький писал, что в то время «…церковь и боярство истребили скоморохов и калик перехожих».

Слово «скоморох» стало запретным, но скоморохи продолжали существовать под названием «народных забавников» и «веселителей черного люда». В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям. С появлением в Европе стационарных столичных цирков акробатические упражнения становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений  (конец XVIII в.). С другой стороны, акробатические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы гимнастики (XIX в.). Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.

Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Это происходило потому, что цирковое дело постепенно сосредоточивалось в руках капиталистов и, кроме того, эстрада и цирк оказали влияние друг на друга. Артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке. Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная (плечевая) акробатика, «карийские игры и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день.

Второе направление в развитии акробатики — спортивное — связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России).  С пола акробатические упражнения переносятся на снаряды.

В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акробатов-любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров.

После революции в стране стала развиваться советская акробатика.



#акробатика #акробатическийтанец #историяиэволюция #историяакробатики #эволюцияакробатики

Просмотров: 38

Address

пр. Косыгина 31 к. 1

Contact

Follow

+79516888666

©2019 СК "Salto" Спортивная акробатика